
Вероятно, по галактике разбросаны миллионы ”блуждающих" или свободно плавающих планет (FFP). Эти планеты, которые недостаточно велики, чтобы стать звездами, но также и не подвержены влиянию звездной гравитации, являются одними из самых сложных объектов для обнаружения астрономами, поскольку они не излучают собственного света, и их можно увидеть только тогда, когда они пересекаются с чем-то, что излучает свой собственный свет. Euclid, космический телескоп, запущенный в прошлом году. Его основная миссия - наблюдать за историей Вселенной, но также описывается захватывающий побочный проект – поиск FFP в Орионе.
В частности, он находит FFP вокруг системы, известной как Сигма Ориона. Эта "звезда”, известная своим расположением на восточной стороне пояса Ориона, представляет собой систему по меньшей мере из пяти разных звезд, так или иначе связанных гравитационным воздействием, образующих так называемое “скопление”. Он также окружен “пылевой волной” из частиц, указывающих на близлежащую туманность Конская голова, и все это позволяет легко найти FFP.
Свободно плавающие планеты этого типа также можно считать “неудавшимися звездами”, поскольку у них не было достаточной массы, чтобы начать процесс слияния, который происходит при звездообразовании. Это не первый раз, когда они были обнаружены в областях звездообразования. Другие FFP были обнаружены в NGC 1333, Коллайдере 69 и даже туманности Ориона. Это даже не первый раз, когда они были обнаружены в Сигме Ориона, но это первый раз, когда они были обнаружены с точностью, допускаемой Евклидом.
Итак, что же уникального в том, что сделал Евклид? По общему признанию, статья была своего рода тестовым запуском телескопа. Наблюдения были сделаны еще в октябре, всего через несколько месяцев после запуска в середине 2023 года. Эти наблюдения также были сосредоточены на регионах, которые, как хорошо известно, уже содержат тонны FFP. Итак, что же он обнаружил?
Они обнаружили множество FFP гораздо меньшего размера, чем было обнаружено ранее. Астрономы используют алгоритм, называемый функцией начальной массы (IMF), для описания количества звезд определенных размеров, которые могли бы образоваться. FFP определяют нижний предел этого IMF, то есть, если объект недостаточно велик, чтобы стать звездой, он становится FFP. Достаточно малые FFP помогают астрономам определить границы IMF в определенных регионах, но до сих пор они ускользали от внимания менее чувствительных детекторов.
Вот тут-то и появляется Евклид. Авторы указывают на то, что нижний предел IMF недостаточно четко определен, и описывают, как данные, собранные Euclid, могут быть использованы для уточнения моделей на нижнем конце спектра. Однако они также отмечают, что это все еще очень ранний этап цикла сбора данных Euclid, и гораздо больше систем могут стать захватывающими охотничьими угодьями для более мелких FFP, чем когда-либо видели раньше.
Однако на данный момент это отличный первый тест возможностей Euclid. Учитывая огромное количество объектов, которые могли бы плавать там, в пустоте, у него будет множество других возможностей найти больше, и, согласно статье, он уже начал поиски в нескольких других хорошо известных местах. У него осталось более пяти лет от запланированной продолжительности миссии, так что, несомненно, в будущем появятся новые статьи, описывающие гораздо больше FFP.
На изображении:
Многоцветная мозаика точки Euclid, изученной в этой работе. Охваченная площадь составляет 0,58 квадратных градуса.