
Кампания наблюдений позволила им исследовать гигантскую вспышку, произошедшую в этой системе.
Рентгеновские двойные системы состоят из обычной звезды или белого карлика, передающего массу компактной нейтронной звезде или черной дыре. Исходя из массы звезды-компаньона, астрономы делят их на рентгеновские двойные системы малой массы (LMXB) и рентгеновские двойные системы большой массы (HMXB).
Be / рентгеновские двойные системы (Be / XRB) являются крупнейшей подгруппой HMXB. Эти системы состоят из Be-звезд и, как правило, нейтронных звезд, включая пульсары. Наблюдения показали, что большинство из этих систем демонстрируют слабое постоянное рентгеновское излучение, которое прерывается вспышками, длящимися несколько недель.
На расстоянии около 7800 световых лет от нас EXO 2030 + 375 представляет собой Be / XRB, состоящий из намагниченной нейтронной звезды и компаньона B0 Ve. Период обращения системы составляет 46 дней, а нейтронная звезда демонстрирует рентгеновские пульсации с периодом примерно 43 секунды.
С момента своего открытия в 1985 году на EXO 2030+ 375 произошли три гигантских вспышки — в 1985, 2006 и 2021 годах. Последняя вспышка, которая длилась с июня 2021 года до начала 2022 года, отслеживалась различными приборами, включая NICER. Теперь группа астрономов под руководством Филиппа Тальхаммера из Университета Эрлангена–Нюрнберга в Германии представила новые результаты наблюдений NICER.
"Мы представляем результаты спектрального и временного анализа, основанные на мониторинге NICER, охватывающие диапазон потоков 2-10 кэВ от 20 до 310 мкрабит. Плотный мониторинг с наблюдениями, проводимыми примерно каждые вторые сутки, и общим временем экспозиции около 160 кс позволили нам внимательно отслеживать эволюцию источника на протяжении вспышки ", - пишут ученые в статье.
NICER позволил команде Талхаммера наблюдать два типа переходов в излучении EXO 2030 + 375 в ходе исследуемой вспышки: переход в профилях импульсов и переход в соотношении жесткости и светимости. В целом было обнаружено, что профили демонстрируют четкую зависимость от светимости с переходом при светимости около 2 ундециллионов эрг/с, что предполагает изменение характера излучения.
Астрономы отметили, что обнаруженное смягчение спектра с увеличением яркости хорошо согласуется с предыдущими вспышками. Они добавили, что были идентифицированы множественные пики и провалы профиля, которые можно описать просто как результат двухкомпонентной структуры излучения, возникающей из двух аккреционных колонок.
Исследование также показало, что вспышка 2021-2022 годов достигла значительно более низкого пика светимости по сравнению с двумя предыдущими вспышками. Авторы статьи предполагают, что это может быть связано с более ранним началом последней вспышки, чем предсказывалось предыдущими наблюдениями.
На изображении:
Долгосрочная кривая блеска EXO 2030 + 375 в диапазоне 30-50 кэВ, видимая с помощью INTEGRAL-ISGRI черным цветом и кривой блеска Swift-BAT бирюзовым.